Янина Исаичкина
профессиональная актриса, тифлокомментатор
Выпускница Воронежской государственной академии искусств. В 2017 получила дополнительное специальное образование в институте РЕАКОМП по специальности тифлокомментатор.
Тифлокомментирование в театрах: «Сотворившая чудо» – РАМТ, «Дети солнца» –
Выпускница Воронежской государственной академии искусств. В 2017 получила дополнительное специальное образование в институте РЕАКОМП по специальности тифлокомментатор.
Тифлокомментирование в театрах: «Сотворившая чудо» – РАМТ, «Дети солнца» – Воронежский камерный театр, «Чайка» – Борисоглебский драматический театр.
Тифлокомментирование в кино: «В будущее возьмут не всех. Илья и Эмилия Кабаковы», «Остров проклятых», «Смотри, как я».
Тифлокомментирование в музеях: «Artfest» в Манеже, ГЭС-2, «Граунд Солянка» и другие.
Воронежский камерный театр, «Чайка» – Борисоглебский драматический театр.
Тифлокомментирование в кино: «В будущее возьмут не всех. Илья и Эмилия Кабаковы», «Остров проклятых», «Смотри, как я».
Тифлокомментирование в музеях: «Artfest» в Манеже, ГЭС-2, «Граунд Солянка» и другие.
Если пройду тест, значит – судьба, значит – буду учиться. Любовь пришла во время учебы моментально.
Понятно, что незрячему человеку нужно
все это прокомментировать, сопроводить: почему в зале все смеются или охают, чтобы он не чувствовал себя как-то некомфортно, не тыкал локтем соседа и не спрашивал:
«а чего? чего там происходит?»
И позже мне пишут комментарий специалисты по работе с людьми
с инвалидностью, что после такого тифлокомментария человеку не захочется осматривать этот экспонат
Что такое тифлокомментирование?
Как ты начала заниматься тифлокомментированием?
Виды тифлокомментирования
Вообще, есть конкретное определение, что такое тифлокомментирование. Это четкое описание пространств, предметов и действий, которые не доступны для понимания незрячим и слабовидящим людям. Что это для меня: я бы сказала, что это неотъемлемая часть моей повседневной жизни, чему я очень рада. Когда я пришла в профессию, это был для меня подарок судьбы. Она выбрала меня и мы полюбили друг друга. За последнее время, я с каждым годом, с каждым месяцем, а теперь и с каждым днем радуюсь тому, насколько это становится востребованным, становится повседневной необходимостью не только для меня, как для специалиста, не только для потребителей. Все больше людей узнают, что это не про что-то тефлоновое, как для сковородки, а тифлокомментирование – это какой-то определенный вид услуги.
Наша театральная команда, мы стояли у истоков социальных, инклюзивных театральных проектов
Вообще, есть конкретное определение, что такое тифлокомментирование. Это четкое описание пространств, предметов и действий, которые не доступны для понимания незрячим и слабовидящим людям. Что это для меня: я бы сказала, что это неотъемлемая часть моей повседневной жизни, чему я очень рада. Когда я пришла в профессию, это был для меня подарок судьбы. Она выбрала меня и мы полюбили друг друга. За последнее время, я с каждым годом, с каждым месяцем, а теперь и с каждым днем радуюсь тому, насколько это становится востребованным, становится повседневной необходимостью не только для меня, как для специалиста, не только для потребителей. Все больше людей узнают, что это не про что-то тефлоновое, как для сковородки, а тифлокомментирование – это какой-то определенный вид услуги.
Наша театральная команда, мы стояли у истоков социальных, инклюзивных театральных проектов в Москве. И мы первые, кто начал делать спектакли в темноте,
Начала заниматься после того, как мы получили дипломы. Нас постепенно фонд стал привлекать к работе. Начинали с театра: более опытные коллеги передавали опыт: передавали написанные ими тифлокомментарии, а потом мне дали скорректировать чужой комментарий в театре «Современник». Я как тифлокомментатор была не согласна с чужим текстом, как актриса, я видела моменты, которые были не верны, а очень важны для людей с инвалидностью по зрению. Я сама переделала тифлокомментарий. После этого мне стали доверять личное написание текстов. Позже фонд предложил развивать программу в регионах,
Начала заниматься после того, как мы получили дипломы. Нас постепенно фонд стал привлекать к работе. Начинали с театра: более опытные коллеги передавали опыт: передавали написанные ими тифлокомментарии, а потом мне дали скорректировать чужой комментарий в театре «Современник». Я как тифлокомментатор была не согласна с чужим текстом, как актриса, я видела моменты, которые были не верны, а очень важны для людей с инвалидностью по зрению. Я сама переделала тифлокомментарий. После этого мне стали доверять личное написание текстов. Позже фонд предложил развивать программу
Существует подготовленное тифлокомментирование, чаще встречается в нашей работе – когда тифлокомментатор получает все материалы, готовится, пишет текст. Если это кино – мы сдаем работу и диктор (или сам тифлокомментатор) озвучивает тифлокомментарий. Это единоразовая запись, которая либо включается через специальное приложение, либо через аппаратуру для синхронного перевода. Либо это просто фильм с тифлокомментированием на записи. В театре мы проводим прямое тифлокомментирование – подготовленное, когда переводчик подстраивается под игру артистов, старается говорить не накладываясь на реплики (в паузах), реагирует на разные ситуации. Могут быть разные составы, разные замены. У меня был такой случай, когда был массовый спектакль. Не пришел
Существует подготовленное тифлокомментирование, чаще встречается в нашей работе – когда тифлокомментатор получает все материалы, готовится, пишет текст. Если это кино – мы сдаем работу и диктор (или сам тифлокомментатор) озвучивает тифлокомментарий. Это единоразовая запись, которая либо включается через специальное приложение, либо через аппаратуру для синхронного перевода. Либо это просто фильм с тифлокомментированием на записи. В театре мы проводим прямое тифлокомментирование – подготовленное, когда переводчик подстраивается под игру артистов, старается говорить не накладываясь на реплики (в паузах), реагирует на разные ситуации. Могут быть разные составы, разные замены. У меня был такой случай, когда был массовый спектакль. Не пришел один артист, он играет
Люди доверяют опыту тифлокомментатора, его профессионализму. Но бывают редкие случаи, когда люди не совсем понимают, что это такое. Тогда приходится проводить дополнительную разъяснительную работу, отстаивать свой тифлокомментарий, объяснять, что ты прав и почему. Я как-то делала описание к тактильным экспонатам на выставке в крупном музее, и одним из них был окаменелый череп зубра. И я как тифлокомментатор писала, что я вижу: что это кости, что есть коричневый цвет, что он весь в сколах, что есть отверстия, куда не следует погружать руки, потому что можно пораниться. И позже мне пишут комментарий специалисты по работе с людьми с инвалидностью, что после такого тифлокомментария человеку не захочется
в Москве. И мы первые, кто начал делать спектакли в темноте, спектакли без визуального ряда. Мы не думали, что это может вылиться в какое-то большое направление, к тому же, что после нас этим будет заниматься большое количество трупп. Мы планировали это как разовую акцию, а потом поняли, что там столько возможностей для творчества, для роста. Что это нужно. Благодаря этому проекту у нас у всех появилось много друзей, добрых знакомых, которые окружали проект. В один год наши гастроли поддерживал благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», спектакли провезли по нескольким городам России, центральным регионам. После этого поступило предложение от фонда попробовать себя в качестве тифлокомментаторов: сдать тест на пригодность и пройти обучение. У меня был сложный период, приближалось тридцатилетие, наступил момент профессионального затишья – я подумала, не буду делать ничего специально. Если пройду тест, значит – судьба, значит – буду учиться. Любовь пришла во время учебы моментально.
спектакли без визуального ряда. Мы не думали, что это может вылиться в какое-то большое направление, к тому же, что после нас этим будет заниматься большое количество трупп. Мы планировали это как разовую акцию, а потом поняли, что там столько возможностей для творчества, для роста. Что это нужно. Благодаря этому проекту у нас у всех появилось много друзей, добрых знакомых, которые окружали проект. В один год наши гастроли поддерживал благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», спектакли провезли по нескольким городам России, центральным регионам. После этого поступило предложение от фонда попробовать себя в качестве тифлокомментаторов: сдать тест на пригодность и пройти обучение. У меня был сложный период, приближалось тридцатилетие, наступил момент профессионального затишья – я подумала, не буду делать ничего специально. Если пройду тест, значит – судьба, значит – буду учиться. Любовь пришла во время учебы моментально.
я с радостью взялась курировать родной Воронеж. Воронеж очень театральный город. Постепенно появлялись заказы от музеев и постпродакшенов, которые работают с кино. Последнее время наблюдаю тенденцию, что организаторы, задумывая проект, уже на начальном этапе думают, как бы его сделать доступным для всех: что для людей с нарушением слуха нужен один специалист, для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата – должны быть созданы такие условия,
для незрячего нужен специалист по тифлокомментированию или тактильные модели.
в регионах, я с радостью взялась курировать родной Воронеж. Воронеж очень театральный город. Постепенно появлялись заказы от музеев и постпродакшенов, которые работают с кино. Последнее время наблюдаю тенденцию, что организаторы, задумывая проект, уже на начальном этапе думают, как бы его сделать доступным для всех: что для людей с нарушением слуха нужен один специалист, для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата – должны быть созданы такие условия, для незрячего нужен специалист по тифлокомментированию или тактильные модели.
один артист, он играет там в паре сцен. Я как тифлокомментатор понимаю, что его нет, а меня просто никто не предупредил. Бывают такие моменты, когда артисты начинают импровизировать или взаимодействовать с залом. Понятно, что незрячему человеку нужно все это прокомментировать, сопроводить: почему в зале все смеются или охают, чтобы он не чувствовал себя как-то некомфортно, не тыкал локтем соседа и не спрашивал: «А чего? чего там происходит?».
Есть такое направление – горячее тифлокомментирование. Тебя просят прийти на мероприятие, спортивное или культурное, может быть на перфоманс или какие-то практики, и ты переводишь по ходу действия. Вот у меня месяц назад было несколько горячих тифлокомментирований в ГЭС-2.
там в паре сцен. Я как тифлокомментатор понимаю, что его нет, а меня просто никто не предупредил. Бывают такие моменты, когда артисты начинают импровизировать или взаимодействовать с залом. Понятно, что незрячему человеку нужно все это прокомментировать, сопроводить: почему в зале все смеются или охают, чтобы он не чувствовал себя как-то некомфортно, не тыкал локтем соседа и не спрашивал: «А чего? чего там происходит?».
Есть такое направление – горячее тифлокомментирование. Тебя просят прийти на мероприятие, спортивное или культурное, может быть на перфоманс или какие-то практики, и ты переводишь по ходу действия. Вот у меня месяц назад было несколько горячих тифлокомментирований в ГЭС-2.
осматривать этот экспонат. Но я ведь не могу сказать, что это мягкий, плюшевый единорог, потрогайте его обязательно. Это окаменелый череп животного, весьма неприятная штука. Как раз задача тифлокомментатора быть беспристрастным, не преукрашивать реальность. Хотя при работе с музеями допускается интерпретация, если объект искусства не подкрепляется дополнительным источником, можно подключить свою эмоциональную часть.
Я не безэмоциональный комментатор. Я люблю свою работу и в 90% случаев я влюбляюсь в то, о чем рассказываю. Мне хочется донести и замысел художника, и всех, кто причастен к созданию произведения.
Янина Исаичкина
профессиональная актриса, тифлокомментатор
осматривать этот экспонат. Но я ведь не могу сказать, что это мягкий, плюшевый единорог, потрогайте его обязательно. Это окаменелый череп животного, весьма неприятная штука. Как раз задача тифлокомментатора быть беспристрастным, не преукрашивать реальность. Хотя при работе с музеями допускается интерпретация, если объект искусства не подкрепляется дополнительным источником, можно подключить свою эмоциональную часть.
Я не безэмоциональный комментатор.
Я люблю свою работу и в 90% случаев я влюбляюсь в то, о чем рассказываю. Мне хочется донести и замысел художника, и всех, кто причастен к созданию произведения.